Г.Ф. Лавкрафт. 130 лет как был рождён страх. Биография

        «Страх – самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх – страх неведомого.»

        Говард Филлипс Лавкрафт

        Говард Филлипс Лавкрафт – американский писатель, поэт и журналист, писавший в множестве жанров: ужасы, мистика, фэнтези, научная фантастика, даже – отчасти, жанр нуарных детективов был ему подвластен – он словно жонглировал всеми доступными ему направлениями писательского мастерства, смешивая их в единый коктейль, который со временем назовут «Лавкрафтовские ужасы» или же – «Мифы Ктулху»; к сожалению, как и многие великие творцы – он не был оценен при жизни, однако – сейчас трудно не признать, что его произведения оказали заметное влияние на формирование современной культуры.

        «20» августа 2020 года – исполнилось 130 лет со дня появления этого неординарного разума, который породил столь смелые и местами – ужасающие фантазии – и в честь этого мы решили подготовить для вас небольшой рассказ об одном из признанных родоначальников жанра «Фэнтези» – Говарде Филлипсе Лавкрафте.

        «20» августа 1890 года, жарким летним утром – появился на свет маленький Говард – он был единственным ребенком в семье коммивояжёра – Уилфреда Скотта Лавкрафта и Сары Сьюзен Филлипс Лавкрафт – дочери успешного предпринимателя – Уиппла Ван Бюрена Филлипса. Когда Говарду была менее 3 лет – его отец был помещен в клинику с серьезным психологическим расстройством, предположительно вызванным третичным сифилисом, где и находился вплоть до своей смерти – в 1898 году. После госпитализации Уилфреда, семья перебралась в Провиденс – штат Род-Айленд, США – в дом отца Сьюзен – Уиппла Ван Бюрена Филлипса; сестры Сары, а также ее отец – Уиппл Филлипс – стали оказывать финансовую поддержку семье Лавкравфтов.

        Узнавая всё больше и больше о детстве писателя – становится понятно, что именно дедушка Уиппл повлиял на Говарда: он показывал внуку предметы искусства, привезенные из путешествий по Европе; писал внуку письма из деловых поездок и рассказывал страшные истории собственного сочинения; также – вылечил пятилетнего внука от страха темноты, заставив его пройти через несколько темных комнат в своем доме. Самым любимым местом в доме деда у Говарда была библиотека – там он познакомился с классической литературой и готической прозой, и арабскими сказками «Тысячи и одной ночи»; дедушка крайне поощрял интерес внука к чтению – в 6 лет Лавкрафт уже писал стихи; также – пробовал писать рассказы – возможно, на это частично повлияли смерть и похороны его бабушки – после ее смерти у Говарда начались кошмары, в которых существа с перепончатыми крыльями поднимали его в воздух и несли куда-то… Лавкрафт называл их «Полуночники» или – «Ночные призраки» – позже он предполагал что почерпнул этот образ в «Потерянном раю» из иллюстраций Поль Гюстава Дюре.

        Ребенком – Лавкрафт часто болел и в школу пошел лишь в возрасте 8 лет, но уже через год его забрали оттуда; по факту – основное образование он получил в библиотеке деда: он много читал; изучал, между делом – химию; позже, он основательно увлекся астрономией, что довольно сильно повлияло на его работы, так как он осознал безграничность вселенной и ничтожность человека в устройстве мироздания. После смерти Уилфреда, Сьюзи полностью отдала себя воспитанию сына – она искренне любила его, но видимо из-за смерти мужа, она испытывала странного рода – ненависть к юному Лавкрафту – она считала его омерзительным и рассказывала соседям, что у него уродливое лицо – и именно поэтому он почти не выходит на прогулки – хотя, юный Говард все это время проводил в библиотеке – в мансарде дедушкиного дома; комплексы множились: в купе с увлечением стариной, Лавкрафт все дальше и дальше отдалялся от сверстников – одиночество стало отличным горючим материалом для развития и без того богатого воображения, а любовь к таким писателям как Эдгар Аллан По – побудило Говарда написать несколько рассказов в подобном стиле, но из-за излишне самокритичного мышления, юный Лавкрафт почти все эти работы – уничтожил.

        в 1904 году Уиппл Филлипс потерял часть своего состояния на строительстве дамбы: он так и не смог оправиться и 28 марта этого же года – скончался – дом пришлось продать, а с ним – и ту самую библиотеку, в которой Лавкрафт постигал мир и единственное место, где он был по-настоящему счастлив; новый дом находился недалеко от старого, но в нем – юный Говард чувствовала себя абсолютно чужим: он вернулся в школу; некоторые предметы давались ему нелегко, отчего у него случился нервный срыв. Летом 1908 года Лавкрафт окончательно бросил школу и на целых девять лет скрылся от мира – в этот период он находился в глубочайшей депрессии, опасаясь, что его несостоятельность вызовет жестокое разочарование в людях, знавших его ребенком и рассчитывающих на его успех. После окончательного ухода из школы, Говард продолжить жить у матери на Angell Street; разумеется, – что найти работу он себе не мог – и жил за счет матери. В 24 года он испытывал ко всему полнейшее безразличие, и будущее его было туманным… Единственное занятие, которое он не забросил – это чтение.

        Для 18 века принципиален был так называемый «Кодекс джентльмена» – джентльмен должен был вести безупречную жизнь, преисполненную благородством и добродетелью – разумеется, юного Говарда не могло обойти такое социальное воспитание, учитывая – как он зачитывался писателями 18 века; он также говорил, что «хотел бы жить – как Александр Пол, который сочинял стихи – исключительно из любви к поэзии. Однажды, листая много старого бульварного чтива – он натыкается на любовные истории некоего Фредди Джексона – это побудило его написать гневное письмо, которое было опубликовано в 1913 году и вызвало бурю протеста от почитателей Джексона – все это привело к объемной переписке на страницах журналов, в которую были вовлечены многие люди и авторы, среди которых был и президент United Amateur Press Association – Эдвард Ф. Даас, который, заметив талант Лавкрафта – предложил ему стать членом организации и в 1914 году – его предложение было принято.

        с 1915 по 1923 год Лавкрафт начинает выпускать свой собственный журнал – «Консерватор»: в нем он горячо защищает свои взгляды и суждения, сформировавшиеся в изоляции, в частности – нескрываемую ксенофобию – он был убежден, что стабильность в обществе может обеспечить лишь расовая целостность. Издание привлекало – как явных поклонников, так и явных противников его взглядов – всех их сильно привлекала всесторонняя развитость Говарда; в это время он знакомится с множеством журналистов, с которыми он дружил и обменивался письмами – вплоть до самой смерти: письма были довольно объемные, эмоциональные и проникновенные, общий объём которых оценивается в сто тысяч штук, но сохранилась лишь пятая часть – это несомненно одна из самых объемных переписок 20-го века. Среди его корреспондентов были: Форрест Экерман, Роберт Блох, Роберт Говард, Лорд Дансени, Артур Мейчен, Кларк Эштон Смит; отдельно стоит выделить Августа Дерлета, который, после смерти Лавкрафта – стал главным его последователем.

        В 1917 году Лавкрафт опять вернулся к фантастике: сначала – он написал «Дагон», а затем – «Границу». С девятнадцатого по двадцать третьи года Лавкрафт начинает активно писать – он создаст более 40 рассказов – как своих собственных, так и в соавторстве – такая работоспособность отчасти была связана с новым потрясением в жизни Говарда: после долгой истерии и депрессии – его мать попала в ту же лечебницу, где доживал последние свои годы его отец – Cара умерла «21» мая 1921 года; чтобы отвлечься от терзаний, гений литературы начал усиленно работать. Основным источником заработка, всю сознательную жизнь – для него являлась работа в качестве литературного редактора, в развитой, в то время – в США – отрасли любительской литературной журналистики.

        Немного позднее – на собрании журналистов-любителей – Говард встретил Соню Грин – она была из семьи еврейских эмигрантов, из российской империи; к тому же – старше его на семь лет; судя по всему – взгляды Говарда уже не были столь консервативными, так как – невзирая на ее происхождение – в 1924 году они поженились и переехали в Бруклин, Нью-Йорк – у Сони там был вполне успешный магазин шляпок на «Пятой Авеню». Счастье было недолгим: позднее, магазин разоряется, а Лавкрафт теряют работу редактора, в связи с чем – здоровье Сони резко ухудшается – ее кладут в лечебницу «Нью-Джерси»; став на ноги, она уезжает в Кливленд – на заработки; сам же Лавкрафт отправляется в однокомнатную квартиру, в Red Hook – одном из районов Бруклина – к этому времени он уже обзавелся большим количеством знакомых и не ощущал себя покинутым. Из-под его пера чуть позже выходят такие рассказы как: «Заброшенный дом», «Ужас в Ред-Хуке» и «Он» – который во многом можно назвать «автобиографичным».

        В 1926 году – брак дал трещину, и Лавкрафт решает вернуться в родной Провиденс – возвращение в родные края благоприятно повлияло на Говарда: он стал часто путешествовать по старинным местам Америки, плодотворно работая над будущими рассказами; во время путешествий – он пишет одни из самых лучших своих рассказов, среди которых: «Зов Ктулху», «Хребты безумия», «За гранью времен». Но, несмотря на некоторый подъем в карьере и писательские успехи, Лавкрафт все больше нуждается в деньгах – он снова вынужден переехать – теперь уже в маленький домик, расположенный в доме шестьдесят шесть на College Street; ну а еще позже – когда Лавкрафт узнает о самоубийстве своего близкого друга по переписке – Роберта Говарда – автор впадает в депрессию, из-за которой он стал часто недоедать, что поспособствовало его заболеванию, которое и стало, в итоге – причиной его смерти – это был рак кишечника.

        Зимой тридцать шестого и тридцать седьмого года – болезнь прогрессирует, поэтому – «10» мая 1937 года Лавкрафта размещают в клинике Jane Brown Memorial Hospital, где в последствии, спустя всего пять дней – он умирает. Главным из последователей Лавкрафта является Август Дерлет; несмотря на то, что в последствии – многие авторы обращались к созданному Лавкрафтом «Пансиону космических богов» – именно Дерлет стал создателем и руководителем издательства Arkham House, в котором публиковались произведения Лавкрафта, Дерлета и всех, кто, так или иначе – соприкасался в своем творчестве с мирами, созданными Лавкрафтом. «Мифы Ктулху» – неотъемлемая и важная часть более широкого понятия «Лавкрафтовских ужасов», которое выделяют – как отдельный жанр литературы: Лавкрафт хотел, чтобы другие писатели активно пополняли «Мифы Ктулху», не ограничиваясь строгим сюжетным устройством и создавали общее переплетение в своих произведениях. Разумеется, – если вы захотите погрузиться в миры «Ктулху», – то вам прямая дорога в наш интернет-магазин «1С Интерес». Ну а закончить наш рассказ – хочется цитатой Нила Геймана:

        «Если читаешь готические романы или истории о привидениях, написанные до Лавкрафта – можно заметить, что восприятие мира в них было довольно оптимистичным: Господь присматривает за тобой…; к хорошим людям – Бог благосклонен; положительные герои, вероятнее всего – в финале будут праздновать победу – Лавкрафт пересмотрел данную традицию: в отличие от страшных сказок о призраках и вампирах, в его рассказах возник по-настоящему враждебный мир – окруженный стремящимися наводнить его злобными, мерзкими, безумными чудовищами, которым, по большому счету – до нас нет никакого дела.»